РУС БЕЛ ENG

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

 

1.Проанализируйте вашу систему ценностей и установок в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

2.Будьте честными в отношении к детям. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети — особенно.

3.Оценивайте уровень развития ребенка. Обращайте внимание на его достижения. Оценки для одаренных детей — одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Прежде чем оценивать, необходимо спросить себя: «Что я вижу, что ценю в ребенке и как ему показать это?». При таком подходе система оценок со стороны родителей и педагогов, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать его свойства во всей их многогранности.

4.Будьте позитивно настроены на одаренность. Старайтесь вовремя уловить изменения, происходящие с ребенком. Они могут выражаться в неординарных вопросах, высказываниях или в нестандартном поведении и являться признаками одаренности.

5.Уважайте в ребенке его индивидуальность и неповторимость. Не проецируйте на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка таким, какой он есть, а не за его исключительные таланты. Способствуйте развитию у него таких свойств, как щедрость, готовность помочь другим, терпение, ответственность, целенаправленность, чувство юмора и т. д.

6.Поддерживайте позитивное отношение к психологическим способностям ребенка. Создавайте у него мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск. Поощряйте самостоятельное мышление ребенка. Избегайте длинных объяснений и бесед.

7.Помогайте умственному росту одаренных детей в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая в разнообразные посильные занятия. В то же время не перегружайте таких детей: созревание личности еще не закончилось, и ее функциональные возможности не беспредельны.

8.Не ставьте ребенка в слишком жесткие рамки и не навязывайте ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений. Прислушивайтесь к желаниям и потребностям ребенка.

9.Будьте терпимы к странным идеям ребенка, уважайте любопытство, старайтесь отвечать на все его вопросы.

10.Учите ребенка понимать и принимать других людей, сопереживать им, ставить себя на их место, проигрывать их роли, вырабатывать дружелюбное отношение к менее одаренному человеку. Это позволит избежать у одаренного ребенка формирования эгоцентризма.

11.Помните о повышенной чувствительности одаренных детей. Оказывайте им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относитесь к их мнениям и проблемам. С терпением и спокойствием воспринимайте эмоциональные перепады ребенка. Помогайте ему разобраться в том, что не все негативные комментарии и замечания относятся к нему и что люди говорят и действуют иногда неосознанно, без злого умысла.

«ПРОБЛЕМЫ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ»

  • Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 
  • Игровые интересы. Высокомотивированным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 
  •  Высокомотивированные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 
  • Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование. 
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Причинами уязвимости высокомотивированных детей, являются следующие факторы:

  • Стремление к совершенству. Высокомотивированные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю. Стремление к совершенству проявляется рано.
  • Ощущение уязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 
  • Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 
  • Сверхчувствительность. Высокомотированный ребенок более уязвим.
  • Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 
  • Потребность во внимании взрослых. Нередко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 
  • Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.