РУС БЕЛ ENG

При работе с высокомотивированными учащимися

Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.  Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только не разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей. 

Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым. 

Готовясь к занятиям с высокомотивированными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузки высокомотивированного ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков. 

Подумайте о методике обучения. Высокомотивированные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию. Центральной задачей педагога в работе с высокомотивированным ребѐнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что высокомотивированные дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. 

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Высокомотивированные дети наиболее восприимчивы. 

Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. 

Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. 

Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, значит, учитель свои обязанности выполнил. 

Учитель должен быть сам в первую очередь нестандартной личностью с выраженным креативным мышлением, ему противопоказано мыслить стандартно, стереотипно, шаблонами. Мышление должно отличаться гибкостью, широким кругом интересов, не говоря о высокоразвитом интеллекте. 

В общении педагог отличается безоценочным принятием ребенка, хорошо ориентируется в его индивидуальных особенностях с целью индивидуализации обучения. 

Педагог должен обладать позитивной Я-концепцией, личность с низкой самооценкой может быть легко поставлена в трудное положение смышленым ребенком, даже если ему всего 4 года он должен уметь рефлексировать свои особенности, быть готовым к самосовершенствованию.

КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГУ ДЛЯ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАНННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

  • Разбираться в психологических особенностях высокомотивированных детей, учитывать их потребности и интересы; 
  • Быть доброжелательным и чутким;
  • Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; 
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами; 
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию; 
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.