РУС БЕЛ ENG

Способы разрешения конфликтов с высокомотивированныыми детьми

  1. Выделение проблемы и ее признание. Следует прекратить любую физическую и словесную активность детей и пригласить их к совместному обсуждению поведения.
  2. Описание того, что же произошло. Нужно узнать от участников и свидетелей размолвки о случившемся. Каждому по очереди позволить высказаться, не прерывая. Поощряя выступления детей, оставаться нейтральным.
  3. Выбор нескольких решений. У непосредственных участников узнать их взгляд на то, как выйти из создавшейся ситуации. Если дети не находят ответа, предложить свою точку зрения.
  4. Обсуждение взглядов, подчеркивание возможности существования более чем одного выхода из конфликта. Вместе подумать над физическими и эмоциональными последствиями этих решений. Полезно напомнить предыдущую схожую размолвку и ее решение.
  5. Придя к всеобщему согласию о плане действия — действовать. Чтобы сохранить непредвзятое отношение к одаренным детям, нужно постоянно анализировать собственное восприятие, уметь терпеливо наблюдать. Одаренного ребенка на определенных этапах его развития «выдают» отклонения от его вполне нормального, благополучного поведения: 
  • заметно снижается заинтересованность всегда активного ребенка;
  • он становится чрезмерно критически настроенным по отношению ко всему и всем, включая себя. Ничто не может его удовлетворить;
  • повышается «температура» его реакций. Он защищается и тогда, когда его никто не трогает; 
  • он делает много просчетов в речи, становится невнимательным, теряет способность сосредоточиться; 
  • периодически становится тихим, погруженным в себя, не стремится к публичным высказываниям.

Итак, мы видим, что высокомотивированные дети по-разному решают проблемы, возникающие у них при общении со сверстниками, учителями и родителями, поэтому они нуждаются в особом внимании и помощи со стороны окружающих при формировании социальных отношений. Входя в конфликт, необходимо сформулировать для себя ответы на следующие вопросы:

  1. возможно, и желательно ли устранение противоречия вообще (не забывая о том, что противоречие — двигатель развития);
  2. если да, то имеются ли более экономные и более этичные пути разрешения противоречия, кроме конфликта;
  3. если нет другого пути, то, как долго может длиться конфликт, и хватает ли у вас сил для победы. При сознательном вхождении в конфликт возможность управления им значительно выше и угроза здоровью будет меньше. Поэтому, если все способы избежать конфликта испробованы и понятно, что конфликт — единственно возможный способ урегулировать противоречия, следует самому выступать его инициатором. При этом следует помнить, что в больших дозах конфликты вредны для здоровья.