Способы разрешения конфликтов с высокомотивированныыми детьми
- Выделение проблемы и ее признание. Следует прекратить любую физическую и словесную активность детей и пригласить их к совместному обсуждению поведения.
- Описание того, что же произошло. Нужно узнать от участников и свидетелей размолвки о случившемся. Каждому по очереди позволить высказаться, не прерывая. Поощряя выступления детей, оставаться нейтральным.
- Выбор нескольких решений. У непосредственных участников узнать их взгляд на то, как выйти из создавшейся ситуации. Если дети не находят ответа, предложить свою точку зрения.
- Обсуждение взглядов, подчеркивание возможности существования более чем одного выхода из конфликта. Вместе подумать над физическими и эмоциональными последствиями этих решений. Полезно напомнить предыдущую схожую размолвку и ее решение.
- Придя к всеобщему согласию о плане действия — действовать. Чтобы сохранить непредвзятое отношение к одаренным детям, нужно постоянно анализировать собственное восприятие, уметь терпеливо наблюдать. Одаренного ребенка на определенных этапах его развития «выдают» отклонения от его вполне нормального, благополучного поведения:
- заметно снижается заинтересованность всегда активного ребенка;
- он становится чрезмерно критически настроенным по отношению ко всему и всем, включая себя. Ничто не может его удовлетворить;
- повышается «температура» его реакций. Он защищается и тогда, когда его никто не трогает;
- он делает много просчетов в речи, становится невнимательным, теряет способность сосредоточиться;
- периодически становится тихим, погруженным в себя, не стремится к публичным высказываниям.
Итак, мы видим, что высокомотивированные дети по-разному решают проблемы, возникающие у них при общении со сверстниками, учителями и родителями, поэтому они нуждаются в особом внимании и помощи со стороны окружающих при формировании социальных отношений. Входя в конфликт, необходимо сформулировать для себя ответы на следующие вопросы:
- возможно, и желательно ли устранение противоречия вообще (не забывая о том, что противоречие — двигатель развития);
- если да, то имеются ли более экономные и более этичные пути разрешения противоречия, кроме конфликта;
- если нет другого пути, то, как долго может длиться конфликт, и хватает ли у вас сил для победы. При сознательном вхождении в конфликт возможность управления им значительно выше и угроза здоровью будет меньше. Поэтому, если все способы избежать конфликта испробованы и понятно, что конфликт — единственно возможный способ урегулировать противоречия, следует самому выступать его инициатором. При этом следует помнить, что в больших дозах конфликты вредны для здоровья.